Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #3: разработка моторики левой руки и синхронизация рук

Итак, мы наладили работу правой руки в положении "на струнодержателе" (Начало начал #1), научились правильно работать с метрономом (Начало начал #2). Теперь системно подойдём к работе левой руки и синхронизации её с правой (все табулатуры можно скачать в pdf).

1. Четыре пальца.

Одними из лучших упражнений для левой руки и развития её синхронизации с правой является игра линейных "хроматических" упражнений, в которых активны все четыре пальца левой руки. Все играли упражнения вроде "1-2-3-4", но, как обычно, несистемно и неосознанно, не раскрывая весь потенциал эффективности этих упражнений. Если взять первоначальный вариант 1-2-3-4, и перебрать все варианты порядка появления нот на струне (строя от первого пальца), то их уже получится шесть:

Дальше, если начинать строить не только от первого пальца, а последовательно от каждого из четырёх, то количество вариантов этого упражнения уже составит 24 (6 вариантов умножить на 4 пальца = 24; также можно посчитать через факториал 4! = 24). Вот они по порядку (под цифрами подразумеваются пальцы):

1 2 3 4   2 1 3 4   3 1 2 4   4 1 2 3
1 2 4 3   2 1 4 3   3 1 4 2   4 1 3 2
1 3 2 4   2 3 1 4   3 2 1 4   4 2 1 3
1 3 4 2   2 3 4 1   3 2 4 1   4 2 3 1
1 4 2 3   2 4 1 3   3 4 1 2   4 3 1 2
1 4 3 2   2 4 3 1   3 4 2 1   4 3 2 1

 

Играть это только на одной струне — неэффективно, потому что вся прелесть здесь будет именно в переходах на новую струну, когда не только первый или четвёртый пальцы начинают играть на новой струне (как привычно), а каждый из всех четырёх.

Что даёт такой подход:

- широкое разнообразие задействованных аппликатур позволяет более гармонично развивать взаимодействие пальцев между собой. Если играть только две привычные — 1-2-3-4 и 4-3-2-1, то это делает моторику пальцев очень ограниченной, а в описанном подходе мы уходим от заученных стандартных аппликатур, заставляя организм адаптироваться к несравнимо более широкому потоку задач, что в итоге существенно повышает управляемость пальцами.

- более правильную постановку левой руки, когда указательный палец уже не ощущается опорным. Избыточное давление указательного пальца на гриф (что автоматом влечёт равнодействующее давление большого пальца на гриф с обратной стороны, в итоге — напряжённости всей руки) — это одна из самых часто встречаемых ошибок, она во многом является следствием подсознательного восприятия указательного пальца как опоры. Если системно переиграть все 24 вышеописанных варианта (где во многих случаях первая нота на струне берётся не первым пальцем), стараясь воспринимать пальцы равнозначно, это поможет в понимании правильного ощущения левой руки вообще.

- правильную синхронизацию рук. Я видел много людей, которые играли стандартные аппликатуры типа 1-2-3-4 со скоростью 160 bpm (шестнадцатыми) и выше, думая, что у них хорошая синхронизация рук. Но при этом никто не смог сыграть, допустим, вариант 3-1-4-2 не то что в 160 bpm, а даже в 40 bpm. Фактически это означает, что синхронизации рук нету, она находится нулевом уровне. Есть некий навык гонять заученные стандартные аппликатуры с быстрой скоростью на автоматизме, но нет даже намёка на настоящую техничность (не говоря уже о виртуозности). Описанный выше подход помогает подойти к развитию синхронизации рук несравнимо более корректно.

Если подойти серьёзно, то даже имея многолетний опыт игры, начинать заниматься этими упражнениями нужно в темпе 40 bpm, причём даже не шестнадцатыми, а восьмыми (две ноты на клик), пытаясь исполнить каждую ноту максимально осознанно. Помните, что у нас задача — не просто переиграть все упражнения, а поставить на совершенно новый уровень качество управления левой рукой (и её ощущения) и синхронизированность её с правой.

Когда исполнение описанного будет на должном уровне качества, чтобы развиваться дальше — усложняйте сами фразы. Вот несколько идей:

а) играйте с межструнными скачками, то есть: шестая-четвертая-пятая-третья-четвертая-вторая-третья-первая-третья-вторая-четвертая-третья-пятая-четвертая-...;

б) играйте с межструнными скачками на каждую струну от базовой, в качестве которой последовательно берётся каждая (как было в Начало начал #1, этап второй);

в) ставьте пальцы не на соседние лады, а через лад (какой-то из пальцев);

г) смешивайте эти двадцать четыре варианта между собой в одном цикле, например:

или посложней:

д) не забывайте и про горизонтальное движение по грифу, которое не обязательно должно быть результатом простого перемещения фразы на соседний лад, а может быть, например, таким (цифры над нотами — номера пальцев):

е) попробуйте в рамках одной фразы переходить на новую струну некоторыми нотами:

- и так далее.

Ещё раз оговорюсь — не гонитесь за количеством фраз или скоростью их исполнения. Отдавайте отчёт по каждой ноте, проживайте её. Только тогда будут принципиальные изменения.

2. Три пальца.

Как правило, на гитаре семиступенные лады играются по три ноты на струне — это наиболее эргономичный вариант. Здесь у нас в каждой фразе будут активны только три пальца (хотя они могут быть разными). По комбинаторике у нас будет 3! (факториал) вариантов, то есть шесть.

 

1 2 3   2 1 3   3 1 2
1 3 2   2 3 1   3 2 1

 

Как и в первой таблице, цифры — это пальцы. У нас шесть вариантов порядка появления пальцев на струне. Но плюс к этому сами комбинации состава пальцев могут быть различными — это может быть: первый + второй + третий, первый + второй + четвёртый, первый + третий + четвёртый, второй + третий + четвёртый. Кроме того, каждый их этих вариантов комбинации состава пальцев можно по-разному располагать на грифе (через лад, через два и т. п.).

Начните с простого — просто каждый вариант гоняйте в цикле от шестой струны к первой и назад, со временем усложняя, например, на основе идей из первого пункта. Плюс можно задавать себе условие по тональности — играть не просто набор нот, как у нас было в первом пункте, а исключительно в рамках определённой тональности (Соль-мажор, Ми-дорийский, Ля-минор гармонический и пр.).

Все любят гонять гаммы на гитаре по позициям по три ноты, обманываясь мнимым успехам, вроде "теперь я играю секстоли в темпе 120 bpm", искренне оценивая это как прогресс. Но эти занятия никоим образом не относятся к реальному повышению техничности, ибо представляют собой просто зазубривание и разгон наипростейших аппликатур. Ощутите всю бессмысленность этого ещё и благодаря пониманию того, что музыкального применения эти занятия не имеют. Что же это за музыка, ради которой люди часами и годами оттачивают скорость исполнения "секвенций", которые на поверку оказываются сущей глупостью? Вопрос риторический.

3. Два пальца.

В первом пункте мы играли четырьмя пальцами, во втором — тремя, а теперь будем развивать игру двумя. Именно так на гитаре чаще всего играются пентатонические лады. Продолжая аналогию, получается 2! (факториал), то есть у нас принципиально будут только два варианта порядка появления пальцев на струне — от нижней ноты к верхней и наоборот — третьего не дано. Но, как и во втором пункте, не забывайте про широкое разнообразие аппликатур, которое определяется комбинациями состава пальцев (первый + второй, первый + третий, первый + четвёртый, второй + третий, второй + четвёртый, третий + четвёртый) и расположением их на грифе.

4. Один палец.

Потренируйтесь исполнять арпеджио переменным штрихом, а не свиповым.

 

Если в течение продолжительного времени (условно, несколько недель или месяцев) работать по описанной системе, у вас будет совершенно другой уровень синхронизации рук и совершенно другой уровень владения левой рукой. Результат будет ощущаться даже после нескольких дней.

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют