Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #6: аппликатурное понимание ладов

Слушая музыку, мы чувствуем, что звуки в мелодии и/или гармонии находятся в определённом соотношении друг с другом. Часть из них являются опорными (устойчивые звуки), поскольку их звучание характеризуется некоторым покоем, производит ощущение устойчивости. Из опорных звуков всегда особо выделяется один — главная опора (мелодии), он называется тоникой. Все другие звуки (неустойчивые звуки) имеют свойство тяготеть к устойчивым. Таким образом, взаимоотношения звуков по высоте подчиняются определённой системе. И такая система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом.

Семиступенная интервальная система (диатоника) подразумевает наличие семи различных звуков октавы в ладу, а пятиступенная (пентатоника) — пяти.

Необходимо понять, что любой лад может быть построен от любой ступени музыкального звукоряда, при условии сохранения структуры лада. Другими словами, тот или иной лад можно построить от любой ноты — главное, сохранять высотные соотношения между получающимися нотами. И высота, на которой расположен лад называется тональностью. Название тональности состоит из тоники (от который построен лад) и вида лада. К примеру, Ми-минор — это минорный лад, построенный от ноты Ми.

Гаммой называется последовательное расположение всех звуков лада в порядке высоты (от тоники до следующей тоники через октаву).

А звуки, образующие лад, тональность и гамму, называются ступенями. Они обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V, VI, VII).

Мажорный лад (здесь и ниже подразумевается натуральный мажор) строится таким образом, что его устойчивые звуки (I, III и V ступени.) образуют мажорное трезвучие (а неустойчивые, соответственно, располагаются среди устойчивых). Посмотрим на примере конкретной тональности Соль-мажор. Она состоит из семи ступеней, а именно: G-A-B-C-D-E-F#-G. Как было сказано, первая, третья и пятая ступени являются устойчивыми, а значит, в соль-мажоре это будут G, B, D. А это и составляет мажорное трезвучие — это аккорд соль-мажор. А в основе До-мажорной гаммы, например, лежит аккорд до-мажор (первая, третья и пятая ступень — До, Ми, Соль).

Для того чтобы узнать, а какими же будут остальные ступени мажорной гаммы, необходимо знать структуру мажорного лада, то есть интервальное соотношение между соседними ступенями. А оно таково (считаем интервалы начиная от тоники, затем от второй ступени и т. д.): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Говоря академическим языком: большая секунда — большая секунда — малая секунда — большая секунда — большая секунда — большая секунда — малая секунда. Можете проверить по структуре вышеупомянутого соль-мажора — G-A-B-C-D-E-F#-G. Между ступенями должны быть именно такие интервалы.

Примечание. Удобно запоминать структуру любого лада с помощью формулы — за эталон принят мажорный лад (то есть его ступени нумеруются просто: I,II,III,IV,V,VI,VII или арабскими 1-2-3-4-5-6-7), а нумерация других ладов отталкивается от него. Например, ниже написано, что у минорного лада структура тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, то есть фактически тот же мажор, но с пониженными III-ей, VI-й и VII-й ступенями, значит его формула: I,II,bIII,IV,V,bVI,bVII (арабскими: 1-2-b3-4-5-b6-b7).

Таким образом, зная структуру мажорного лада, вы легко можете построить любую мажорную гамму, выбрав за тонику какую-либо ноту, и получить оставшиеся шесть путём построения интервалов от каждой ступени до следующей.

В минорном ладу устойчивые звуки образуют минорное трезвучие. К примеру, в Ми-миноре на 1, 3 и 5 ступени находятся ноты E, G, B. Структура минора такова: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Попробуйте построить от ми. Должно получиться: E-F#-G-A-B-C-D-E. Минор, как и мажор, бывает натуральным (только что построили), гармоническим (в нем повышена 7-я ступень относительно натурального минора) и мелодическим (повышены и 7-я и 6-я ступени).

А теперь обратите внимание на ноты, которые составляют Соль-мажор и Ми-минор — они одни и те же! Однако в одном случае они образуют мажорную тональность (если строить от соль), а в другом — минорную (если строить от ми). Такое явление характеризует параллельные тональности.

Под позицией будем понимать некую аппликатурную форму (для семиступенного лада обычно по три ноты на струне), которая отражает последовательность нот в гамме. Как вы понимаете, если в гамме семь нот, то если построить от каждой ноты позицию, всего их будет семь.

Если взять тональность Соль-мажор, то гамма будет состоять из следующих нот: G-A-B-C-D-E-F#. Вот как выглядят семь позиций Соль-мажора:

Обращаю внимание на следующие моменты.

Во-первых, по нумерации — поскольку за эталон нумерации ступеней в ладах принят мажорный лад, то удобно ПЕРВОЙ позицией назвать ту, у которой за первым пальцем стоит тоника мажорного лада (в нашем случае, первая позиция — 3-5-7 и т. д. нарисована во втором такте). Соответственно, предыдущая позиция — седьмая (2-3-5 и т. д. — нарисована в первом такте), следующая после первой — вторая (третий такт) и так далее.

Во-вторых, секстольная ритмика не является непреложным условием исполнения, просто смотрите саму аппликатурную сетку.

В-третьих, восьмой такт здесь дан как пример того, что эти позиции можно строить и дальше — ведь 8-й такт это седьмая позиция, сыгранная на октаву выше. Точно также можно построить и далее по грифу.

Вышеобозначенные семь позиций нужны (прежде всего) для того, чтобы научиться свободно ориентироваться по грифу в любой заданной тональности (построенной на основе любого натурального лада).

Натуральные лады (Natural Modes) — семейство из семи ладов (ионийский — мажор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский — минор, локрийский), полученных следующим образом. Представьте себе, что мы построили гамму соль-мажор:

В её составе семь нот, идущих в следующем порядке: G-A-B-C-D-E-F#-G (октава). Если мы сыграем эти же ноты в том же порядке, но начнём со второй ступени соль-мажора (то есть с ноты Ля — A), то вот что мы получим:

Фактически, если воспринимать ноту Ля, с который мы начали и с которой закончили этот звукоряд в качестве ТОНИКИ, то получается, мы сыграли от Ля не мажорный, а какой-то другой лад. Если составить его формулу, то получим:1-2-b3-4-5-6-b7. Этот лад — дорийский.

Точно так же мы можем продолжить, и от третьей ступени мажорного лада построить гамму из того же звукового состава, что и соль мажор, воспринимая эту третью ступень (ноту Си) в качестве тоники. Получим новый лад. И точно таким же образом, построив от каждой из семи ступеней соль-мажора, мы в итоге всего получим семь ладов. Именно эта группа из семи ладов и называется "натуральные лады". Настоятельно рекомендую вам не читать дальше прежде, чем вы не построите их все по вышеописанной технологии и не напишите полученный результат на бумажке.

А теперь посмотрите на представленные выше семь позиций и сравните с тем, что построили вы . Должно получиться абсолютно то же самое, просто я построил их на всех шести струнах (сделайте то же самое самостоятельно!).

А теперь начинается самое интересное.

С одной стороны, играя эти семь позиций, можно рассматривать их как семь ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ тональностей. В нашем случае это: Соль-мажор (или Соль-ионийский), Ля-дорийский, Си-фригийский, До-лидийский, Ре-миксолидийский, Ми-минор (или Ми-эолийский), Фа#-локрийский. Ведь фактически, у нас одни и те же ноты по составу, значит эти тональности являются параллельными по определёнию! И в этом случае однозначно определить тональность можно исходя из конкретной фразы, контекста, гармонии и пр.

С другой стороны, каждая из семи позиций является ТОНИЧЕСКОЙ для такого-то лада (по принципу — где первый палец, там и тоника). Чтобы это ощутить, попробуйте последовательно поиграть каждую из позиций, но теперь уже от одной и той же ноты (например, Соль):

И так далее. Обратите внимание ещё раз, что позиция — это не игра от такого-то лада, это аппликатурная сетка, которую можно двигать по грифу горизонтально! Теперь вы уже не играете параллельные тональности — состав нот все время разный (в Соль-мажоре это G-A-B-C-D-E-F#, в Соль-дорийском G-A-Bb-C-D-E-F и т. д.), так острее чувствуется разница в структуре и звучании ладов.

Попробуем систематизировать полученные к этому моменту знания в таблице.

Название лада Формула лада Тоническая позиция
     
Ионийский (мажор) 1-2-3-4-5-6-7 первая
Дорийский 1-2-b3-4-5-6-b7 вторая
Фригийский 1-b2-b3-4-5-b6-b7 третья
Лидийский 1-2-3-#4-5-6-7 четвертая
Миксолидийский 1-2-3-4-5-6-b7 пятая
Эолийский (минор) 1-2-b3-4-5-b6-b7 шестая
Локрийский 1-b2-b3-4-b5-b6-b7 седьмая

Интересно, что эти семь ладов имеют свой неповторимый (что логично) и узнаваемый (с опытом) характер звучания и их можно ранжировать по степени "светлости" — самым светлым и мажорным окажется лидийский, а самым тёмным и мрачным — локрийский. Использование (осознанное или неосознанное) определённых ладов для придания определённого характера звучания музыке — один из самых эффективных путей для этого. Но далеко не единственный.

О самих ладах можно много и интересно рассказывать и показывать, но статья не об этом, поэтому вернёмся к позициям. Какие практические задачи они могут позволить решить?

Суть — вы можете увидеть любую сетку из 84 тональностей натуральных ладов (12*7=84) и играть не наугад, а осознанно. Гриф для вас предстанет в виде дорожной карты или сетки, на которой видно, какие ноты входят в тональность, а какие нет. А уж это позволяет эффективно решать множество разных задач. Вот лишь один из вариантов:

Вам требуется придумать или сымпровизировать нехитрое соло на рифф, которое бы было в тональности этого риффа. Можно сделать просто — если можете выяснить состав нот требуемой тональности и отлично ориентируетесь во всех нотах на грифе, можно просто играть эти ноты. Но знание позиций позволит вам делать это эффективней — быстрей и масштабней (по всему грифу). Например, рифф написан в Ми-дорийском (Little Jack Horny, Extreme). Можно тупо играть несколько пентатонических нот на этот рифф, а можно представить мысленно эти позиции и свободно играть в Ми-дорийском более интересные фразы. Шаг 1: вспомнить, какая позиция является тонической для дорийского (вторая). Шаг 2: построить (мысленно или сыграть) эту позицию от заданной тоники (Ми). Шаг 3: если вы хорошо знаете позиции, то вы увидите весь расклад по всему грифу и свободно будете по ним играть.

А вот теперь — самое интересное.

К этому моменту вы узнали, что какие-то 7 позиций фактически позволяют играть в 84 тональностях. Возможно вы удивитесь, узнав, что запоминание даже всего лишь семи позиций является избыточной информацией.

Взгляните на любую позицию. Например, на первую. Она является второй, если мы считаем от шестой струны. А если будем играть от пятой струны, то играть уже фактически будем четвертую позицию. Если считать от четвертой, то играется седьмая и так далее. От каждой из шести струн гитары в рамках одной позиции можно получить в свою очередь часть другой позиции и всего таких позиций будет шесть.

Первый вывод — смена позиций от струны к струнеидёт через ТРИ (первая-четвертая-седьмая-третья-и т. д.). Причем именно потому, что мы играем по ТРИ ноты на струне (каждый из трёх пальцев на струне как бы начинает свою позицию, а через три пальца —идёт переход на новую позицию и соответственно новую струну).

Второй вывод — на семиструнной гитаре можно получить в рамках одной позиции начало всех семи позиций.

Третий вывод самый важный — получается, нет необходимости запоминать все семь позиций так, как они даны в начале урока. Представьте, что у вас на гитаре бесконечное число струн. То есть все позиции можно строить вертикально бесконечно. Так вот, у вас все время будет повторяться цепочка из семи разных начал таких-то позиций — каждые семь струн. Вот как выглядит одна такая конечная аппликатурная цепочка из семи звеньев:

То есть достаточно запомнить, что после такой-то аппликатурыидёт такая-то (по вертикали вверх — миксолидийский, мажор, лидийский, локрийский, фригийский, минор, дорийский, затем все повторяется), то есть запомнить последовательность звеньев этой цепочки. Посмотрите на табулатуру с позициями в начале урока. ВСЕ они являются частями вот этой цепочки аппликатурных звеньев, просто отсчёт начинается с разного звена (пятая позиция начинается с самой нижней строчки, первая позиция — со второй строчки и т. д.).

В том случае, если у вас семейство ладов не является натуральным, вы можете поступить точно так же. К примеру, возьмём гармонические лады. Используя данные из урока, вы можете догадаться, что, таких гармонических ладов (от обычного гармонического минора) будет СЕМЬ параллельных, у них так же будет свои позиции, своя тоническая позиция, своя формула (возможно даже уже имеющееся более-менее распространённое название) и пр. И если вы построите для гармонических ладов цепочку — считайте вы их знаете!

Считая с предпоследней сверху строчки, получим начало тонической позиции для гармонического Ми-минора и т. д. Один из моих любимых ладов начинается в этой цепочке с четвертой строчки снизу. Я не знаю, как он точно называется (видел варианты: Jewish, Spanish, Phrygian Dominant). Вот примеры его звучания: группа Tool — песня "Forty Six & 2" с альбома "Aenima", группа Затмение — песня "Дорога в рай" с альбома "ЗатмениЕ" (куплетный рифф), Steve Vai — песня "Fire Garden Suite" (начало соло + риффовая тема во второй половине песни) и т. д. Остальные четыре лады из этой группы "гармонических", вероятно, не имеют своего устоявшегося названия а может и имеют, это не суть. Главное — это формула лада, а не словестное название.

Точно так же можно поступать с абсолютно любыми ладами, в том числе и с пятиступенными (пентатоники).

Под пентатоникой понимается лад, состоящий всего из пяти ступеней (которые расположены по большим секундам и малым терциям). И в этой связи он обладает особенностью — в нем отсутствуют малые секунды (полутона), поэтому в ней нет ярко тяготеющих неустойчивых звуков, как в семиступенных диатонических ладах.

Пентатоники бывают разные. Наиболее распространённые из них — мажорная и минорная. Строятся очень просто — в мажорной из семиступенного мажорного лада отнимаются IV и VII ступени (чтобы из семи ступеней осталось пять), а в миноре — II-я и bVI-я ступени.

Итак, формулы двух основных пентатоник: — мажорная: 1-2-3-5-6; — минорная: 1-b3-4-5-b7.

Поскольку пентатоника — это лад, то у неё есть позиции. И, разумеется, позиций будет, пять, поскольку у нас всего пять ступеней, от каждой из которых можем построить позицию. Посмотрите, как разложена одна из трёх минорных пентатоник Соль-мажора (пример дан для Ми-минорной пентатоники) на пять позиций:

Вам уже должно быть очевидно, что данные пять позиций минорной пентатоники являются в свою очередь пятью тоническими позициями других пентатоник. Так, в первом такте сетки, представленной в начале урока — тоническая позиция минорной пентатоники, второй такт — тоническая позиция мажорной пентатоники и т. д. Но, разумеется, вообще существует гораздо больше пентатоник помимо этих пяти.

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют